Игорь Шувалов обрисовал имидж России

Выступление Игоря Шувалова стало конкретизацией основных идей, получивших «права гражданства» после состоявшейся на прошлой неделе встречи президента Владимира Путина с представителями бизнеса. Одной из главных обсуждавшихся тем было взаимоотношение бизнеса и налоговых органов, активизировавших в последнее время администрирование, сбор налогов. Вернувшись к событиям двух последних лет, Игорь Шувалов заявил, что если бы не «ЮКОС», то появилась бы другая компания, которая использовала схемы минимизации налогов и тем ограничивала бы государство в исполнении своих социальных обязательств.

«Точно такие же меры мы будем применять и в дальнейшем, если налоги не будут уплачены, даже если это отрицательно скажется на инвестиционном климате в России, — как произошло после дела «ЮКОСа», — пообещал помощник президента. Но наряду с жестким преследованием тех, кто не платит налоги, государство будет осуществлять меры, которые докажут на практике его верность либеральному экономическому курсу. В их числе — продолжение снижения налоговой нагрузки на бизнес, формирование прозрачных и четких правил налогового администрирования, сокращение лицензируемых видов деятельности. Одной из приоритетных задач станет реализация инициативы президента о снижении срока исковой давности по приватизационным сделкам с 10 до 3 лет. «Восстановление инвестиционного имиджа России на Западе произойдет не быстро, но ситуация изменится», — уверенно спрогнозировал Игорь Шувалов.

Одним из ключевых сигналов для западного бизнеса стало заявление, что российские власти готовы «прозрачно предъявить бизнес-сообществу те правила, на которых он может идти в страну». Ограничение на вхождение в стратегически важные отрасли — оборонные, инфраструктурные, разработку важнейших месторождений — будет только одним. Контрольный пакет акций должен принадлежать российской компании. А какие западные инвесторы станут ее партнерами, «государство вникать не будет». Шувалов пообещал также, что все органы власти будут действовать единообразно в отношении западного бизнеса.

Шувалов попутно расставил акценты и в будоражащей деловой мир теме слияния «Газпрома» и «Роснефти». Комментируя «шероховатости» сделки, он заявил: «От президента и главы его администрации я получил четкие указания, что сделка должна быть завершена в определенный срок. И она будет завершена». Сразу после поглощения «Газпромом» «Роснефти» и, стало быть, получения государством контрольного пакета акций газового монополиста выйдет указ о либерализации рынка акций.

Что же до судьбы «Юганскнефтегаза», то присоединять его к «Газпрому» или отправить в «свободное плавание» — этот «тактический шаг остается за правительством». Противоречивые же заявления топ-менеджеров двух компаний он не стал комментировать, «вбросив» в зал только личное мнение: «Лучше и прозрачнее было бы, чтобы «Роснефть» вошла в «Газпром» без «Юганскнефтегаза». Очевидно, что на позицию Шувалова повлияли сохраняющиеся юридические риски и шлейф долговых обязательств вокруг нефтяной компании.

И было еще одно упоминание «ЮКОСа». Компания прочно ассоциируется с поставками нефти в Китай. Шувалов сообщил, что сразу после завершения строительства первой очереди нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» нефть по нему будет поступать в Китай. Одновременно с этим будут развиваться месторождения нефти в Восточной Сибири. Если же Китай не сможет «поглотить» весь объем прокачки (мощность нефтепровода составит 80 миллионов тонн в год), то нефть по железной дороге будет доставляться на Дальний Восток.

Говоря о международной интеграции России, Шувалов признал проблемы во взаимоотношениях со странами «финансовой семерки». Россия сейчас по масштабам экономики стоит на пятнадцатом или шестнадцатом месте в мире. «Кроме того, нам говорят, что Россия не входит в ВТО, а рубль не стал полностью конвертируемой валютой», — отметил Шувалов. Здесь курс остается неизменным: достичь конвертируемости с 2007 года, а уже к концу этого года завершить переговоры по вступлению России в ВТО.