Эксперты обсудили систему надзора за финансами.
Эксперты Открытого правительства поддерживают создание финансового мегарегулятора, и остается лишь решить, в какой форме он будет действовать.
Вчера министр по связям с ОП Михаил Абызов сообщил, что окончательный экспертный доклад будет представлен в правительство 24 ноября. Напомним, что в октябре Дмитрий Медведев дал поручение проработать вопрос о создании финансового мегарегулятора. Среди вариантов — консолидированный надзор за финансовыми и банковскими рынками в ЦБ после присоединения к нему Федеральной слубжы по финансовым рынкам или усиление самой ФСФР. Участники дискуссии склонялись к тому, чтобы регулятор был создан на основе ЦБ. По мнению руководителя ФСФР Дмитрия Панкина, это позволило бы решить острую проблему нехватки ресурсов нынешнего регулятора — ФСФР. По его словам, численность аппарата ФСФР сокращается, а новые функции и субъекты регулирования все равно добавляются. «Мы просто не справляемся с потоком информации», — посетовал он. Однако у интеграции есть и оборотная сторона. По словам Панкина, функции ФСФР и ЦБ в значительной степени отличаются, например, механизм выдачи и отзыва лицензии. «Если мы этот конвейер погрузим в структуру ЦБ, не представляю, как он будет работать», — сказал глава ФСФР. Он также опасается излишней бюрократизации и негибкого реагирования ЦБ на изменения на финансовых рынках. Поэтому при создании мегарегулятора в рамках ЦБ можно было бы выделить специальную структуру, которая занималась бы только мегарегулированием.
Положительно к созданию мегарегулятора относится и первый вице-премьер Игорь Шувалов, который прямо не сказал, какую именно идею поддерживает, однако назвал ЦБ наиболее сильным из нынешних российских финансовых институтов. «Есть ли у нас что-нибудь лучше Банка России? Нет. Я считаю, что под руководством Сергея Михайловича Игнатьева банк достиг очень многого», — заявил Шувалов. По его мнению, никакого регулирования в настоящий момент нет, хотя это и не умаляет достоинства руководства ФСФР. При этом, полагает Шувалов, не стоит бояться конфликта интересов внутри Банка России в случае создания мегарегулятора, однако необходимо сделать деятельность такой структуры прозрачной, усилить контроль за ее работой. Новая система надзора и регулирования на финансовом рынке могла бы заработать уже с 1 января 2016 года. Первый вице-премьер рассказал, что для начала нужно изменить законодательство, для чего потребуется несколько месяцев. «Было бы хорошо, если бы в первой половине 2013 года изменили законодательство, во второй половине начали бы уже административные процедуры, а к середине 2015 года были бы, что называется, во всеоружии», — сказал он. А с учетом всех законодательных процедур мегарегулятор мог бы полноценно заработать с начала 2016 года. «24 ноября мы должны подготовить соответствующий доклад премьеру со свод-анализом всех предложенных вариантов», — подытожил Абызов.